|
Пробудить желание.
Для того,чтобы ребенок хотел рисовать, нужно создать ему определенные условия. Постарайтесь сам процесс рисования превратить в приятный ритуал. Например, прежде чем приступить к делу, наденьте ребенку красивый фартучек, и потом порисуйте рядом с ним. Хорошо, если вы бережно относитесь к трудам своего малыша. Развешивая рисунки в рамках на стенах в детской комнате, вы тем самым показываете их значимость для вас, поощряете его стремление к творчеству.
Даже самые маленькие дети с удовольствием макают пальчик в краску и водят им по бумаге, сидя на коленях у мамы. После года можно дать им кисточку.
Лучше, если она будет большой, широкой и с круглой ручкой, например номер 20. Бумага необходима достаточно плотная типа ватман. Прекрасно, если вы в детской комнате выделите уголок, где будет стоять доска для рисования, на уровне его роста, чтобы ребенок мог подойти, закрепить магнитами лист бумаги, и двигать кисточкой, не нагибаясь и не очень высоко поднимая руку.
Главное условие рисования - полная свобода творчества. Никакого заданного сюжета и содержания. Пусть малыш рисует то, что хочет и как хочет. Мама лишь поощряет процесс творчества.
Ни в коем случае не сравнивайте работы сына или дочки с тем, что нарисовали другие дети. Этим самым вы воздействуете на самооценку, заденете личность и создадите ситуацию неуспеха. Слова "ты не умеешь, не можешь", в переводе на подсознательный уровень означают: "ты хуже других". Это может в дальнейшем отразиться на отношениях ребенка с людьми, на его способности обучаться. Более того, это чревато немотивированной агрессией или ,наоборот, неверием в свои возможности. Вы просто внушите ребенку, что он плохой ученик. А дальше он будет работать на эту характеристику. Поэтому, очень уважительно отнеситесь к творчеству своего ребенка. До определенного возраста дети должны рисовать только по воображению, все время экспериментируя. Нельзя говорить: "Здесь правильно, а здесь нет". Ребенок выражает свой внутренний мир, ваша задача - не мешать ему.
Тайный шифр рисунка.
Психологи заметили определенные закономерности в развитии рисунка: сначала появляются линии, потом круги, позже, в 2-3 года- "головоноги". Бесполезно спрашивать ребенка, почему здесь нет туловища. Ведь в этом возрасте он активно работает руками и ногами, а туловище не ощущает, поэтому и не рисует его. Когда ребенок изображает людей, обратите внимание на их рост. Кто выше? Если, например, бабушка, значит она главная в его мироощущении, больше с ним занимается или властная по натуре, командует в семье. Размер фигуры - это отражение значимости человека для ребенка.
Глядя на рисунок, можно узнать, готов ли ваш ребенок к школе. Обычно малыши рисуют маленький дом, а рядом с ним большого человека. Когда будет все наоборот, значит ребенок уже вырос и осознал границы собственного ощущения, большой мир стал ему интересен - пора в первый класс.
По рисунку можно определить половую идентификацию ребенка, если обратить внимание на то, как он рисует людей. Человек - это всегда собственный образ. Девочка, которая помещает себя в центре листа - с косичкой, в длинном платье, да еще с короной на голове, прекрасно соотносит себя со своим полом. А если она, выполняя просьбу нарисовать человека, изображает мужчину, а женщину рисует прямыми линиями, без половых черт, это повод задуматься. Так бывает, когда родители хотели мальчика и девочку по этой причине никак не могут принять.
Вы можете узнать, как ребенок ощущает себя в семье. Благополучный начнет рисовать себя сразу посередине листа. А ребенок, которого постоянно "тюкают", - где-нибудь в самом уголке, а то и вовсе ничего не нарисует.
Свободный рисунок всегда очень точно покажет вам настроение ребенка. Вот, допустим, пришел сын из детского сада. Вы видите, что он как-то угнетен. Предложите ему лист бумаги и краски, пусть рисует, что хочет. Первый рисунок может быть мрачным, потому что ребенок устал или поссорился с кем-то из друзей. Но второй должен быть светлее. Если нет, это сигнал, означающий, что у ребенка не все благополучно.
Чем можно помочь.
Если вы заметили, что ваш ребенок рисует в уголке листа, нужно срочно принимать меры. Для того,чтобы он чувствовал себя уверенней в жизни, вы должны изменить свое отношение к ребенку, перестать все время загонять его в угол. Для начала - дайте ему лист бумаги поменьше, а затем постепенно научите расширять пространство. Но прежде, важно создать ребенку ощущение безопасности и комфорта.
В ситуации, когда рисунки вашего ребенка выполнены в мрачных тонах, возможны два решения. Иногда достаточно просто уделять ребенку побольше внимания, поговорить по душам. Если цветовая гамма меняться не будет, значит, назрела необходимость обратиться к специалисту. Маленький человечек ещё не может выразить свои чувства словами и психолог научит вас , как справляться с детскими проблемами в процессе игры.
И кое-что о вас.
Существует специальный тест, по которому психолог определяет, насколько развиты сотрудничество и взаимопонимание ребенка и мамы. Для этого им поручают сделать совместный рисунок. Малыш рисует своей кисточкой, а мама - своей. Психолог смотрит, как действует мама после того, как ребенок выбрал себе территорию на листе бумаги. Пытается ли она залезть туда или ждет, когда малыш сам попросит о сотрудничестве. Если мама сразу не диктует ребенку свои условия - значит уважает его личность. Прекрасно, если она дополнит его начинание и в какой-то момент поведет за собой, тонко, не навязывая свое мнение. Например, предложит новаторский способ рисования колпачком от ручки, поролоновой губкой или начнет выводить на своем рисунке круги, треугольники, а ребенок охотно станет ей подражать.
Разбирая детские рисунки, вы лучше поймете не только их, но, возможно, и себя. Несомненно, вы сумеете сделать правильные выводы и, если понадобится, сможете изменить семейные взаимоотношения в лучшую сторону.
Рисуя вместе с ребенком, вы незаметно научите его преобразовывать разрушительную силу гнева, страха и тревоги в уверенность и благожелательность. Выплеснув свои эмоции на бумаге и , тем самым, поведав вам о них, ребенок, чувствуя вашу поддержку, будет смелей и уверенней шагать по жизни! |